Базовые сведения о 1С8

Перейти на пред.страницу Тестовая тренировка

В этой статье будут даны базовые сведения об объектах 1С8, используемых в конфигурациях / информационных базах, построенных на платформе 1С8. Основными объектами данных в них обычно являются справочники и документы.


Рассмотрим основные термины и определения:

  • Конфигурация — это набор метаданных, содержащий описание структуры данных, экранные формы, программные модули на языке 1С8 и т.п., описывающий логику работы прикладного решения и не содержащий самих данных (за исключением предопределенных элементов);
  • Информационная база — это совокупность конфигурации и данных;
  • Справочник — это прикладной объект конфигурации для хранения в информационной базе данных, имеющих одинаковую структуру и списочный характер. В минимальной структуре каждый справочник обычно содержит реквизиты «Код» и «Наименование» и может содержать дополнительные произвольные реквизиты.  Например, в «О-Судейство» есть справочник «Соревнования», который содержит список соревнований с дополнительными реквизитами «Дата начала», «Дата окончания», «Место проведения» и т.п. Там же есть справочник «Участники», который содержит список участников соревнований и имеет дополнительные реквизиты «Фамилия», «Имя», «Пол», «Дата рождения» и т.п.;
  • Документ — это прикладной объект конфигурации для хранения в информационной базе сведений об определенном действии или событии. Каждый документ характеризуется номером, датой и временем. Документ может содержать дополнительные реквизиты. Например, в «О‑Судейство» есть документ «Финиш по чипу», который создается (автоматически программой) в момент считывания чипа (в считывающей станции) и содержит дополнительные реквизиты «Номер чипа», «Участник», «Соревнование», «Номер программы» и т.п. Важным свойством документа является возможность его проведения. Если документ проводится, то он формирует движения по регистрам (сведений, накопления, бухгалтерии и расчетов).

Другими словами, справочники предназначены для хранения (в информационной базе) списков однородной статической информации, а документы предназначены для регистрации определенных действий или событий.

В 1С8 широко применяются также такие прикладные объекты конфигурации, как отчеты и обработки.

Отчеты формируются по данным из информационной базы (как правило, отчеты извлекают данные из регистров) и предназначены для получения наглядного представления извлеченной информации в различных аналитических разрезах. Например, в «О-Судействе» отчет Протокол результатов (инд.зачет) предназначен для получения протокола результатов по группам (или выписки из протокола результатов по командам или выписки из протокола результатов по победителям/призерам и т.п.). Главное свойство отчетов – они только извлекают информацию из информационной базы и не изменяют данные.

Обработки же, напротив, предназначены как раз для изменения данных в информационной базе. Например, в «О-Судейство» есть обработки Загрузка заявок из таблицы и Загрузка заявок из xml-файла с сайта orgeo.ru, которые в результате своей работы создают в информационной базе документы Заявки (инд.зачет) или Заявки на эстафету.

Справочники

Справочники состоят из записей – элементов. Также справочники могут быть сконфигурированы (заданы при разработке конфигурации) как иерархические. В этом случае помимо элементов справочник может содержать группы, содержащие как элементы, так и вложенные группы (аналогия иерархического справочника – это файловая система на диске, где отдельные файлы – это элементы, а папки – это группы). Например, в «О-Судейство» справочник «Соревнования» – это иерархический справочник.

Еще одним важным свойством справочников является возможность устанавливать (при разработке конфигурации) между разными справочниками связь владелец-подчинённые. То есть, элемент какого-то одного справочника может быть владельцем для (неограниченного количества) элементов другого справочника. В этом случае другой справочник называется подчинённым для справочника-владельца. В «О-Судейство» такая связь широко используется — например, справочник «Соревнования» является владельцем для целого ряда подчинённых справочников, таких как «Номера программы соревнования», «Группы участников», «Участники», «Команды участников» и т.п. Это позволяет каждому отдельному соревнованию (элементу справочника «Соревнования») иметь свой собственный список номеров программы, групп, участников, команд и т.п.

Интерактивный доступ к справочникам осуществляется через экранные формы списков справочников (рис.1). На рисунке приведена форма списка справочника «Соревнования» в «О-Судейство» (после проведения Тестовой тренировки):

Рис.1
Форма списка справочника «Соревнования» в «О-Судейство»

В верхней части формы списка обычно расположена командная панель, на которой размещены экранные кнопки для работы со списком. Состав экранных кнопок варьируется в зависимости от того, является справочник иерархическим (и/или подчинённым) или не является. Кроме того, в меню «Действия» командной панели (рис.2) находится расширенный список действий (в котором есть и экранные кнопки командной панели) с текстовыми пояснениями:

Рис.2
Меню «Действия» командной панели списка справочника

Если справочник иерархический, то в левой части формы списка обычно размещается древовидный список групп (рис.1), в котором наверху всегда расположен корневой элемент списка (с наименованием справочника).

Основную часть формы списка занимает список элементов (рис.1), в котором каждая строка может сопровождаться одной из следующих пиктограммам (рис.3):

Рис.3
Возможные пиктограммы для справочников

Как видно из рис.3, элементы (и группы) справочников могут быть помечены на удаление – в 1С8 обычно объекты, подлежащие удалению, сначала помечаются на удаление, а затем в регламентной операции «Удаление помеченных объектов» эти объекты окончательно удаляются.

Также из рис.3 видно, что в справочниках могут быть (заданы при разработке конфигурации) предопределенные элементы. То есть, эти элементы включены в состав конфигурации и автоматически появляются в информационной базе при её создании. Помечать на удаление такие элементы 1С8 не позволит, изменять такие элементы не рекомендуется. В «О-Судейство» предопределенные элементы заданы для справочников «Классификатор разрядов», «Категории судей», «Должности судей», «Условия выполнения разрядов» и т.д.

Документы

Каждый документ имеет дату и уникальный номер (среди других документов такого же вида) в пределах периодичности нумерации. Периодичность нумерации задается в конфигурации для каждого вида документов и может быть задана как «Непериодический», «В пределах года», «В пределах квартала», «В пределах месяца» или «В пределах дня». В «О-Судейство» для всех документов используется периодичность, равная  «Непериодический» (номер документа уникальный среди документов такого же вида).

Интерактивный доступ к документам осуществляется через экранные формы списков документов (рис.4). На рисунке приведена форма списка документов «Протокол старта (инд.зачет)» в «О-Судейство» (после проведения Тестовой тренировки):

Рис.4
Форма списка документов «Протокол старта (инд.зачет)» в «О-Судейство»

В верхней части формы списка обычно расположена командная панель, на которой размещены экранные кнопки для работы со списком. Кроме того, в меню «Действия» командной панели (рис.4) находится расширенный список действий (в котором есть и экранные кнопки командной панели) с текстовыми пояснениями:

Рис.5
Меню «Действия» командной панели списка документов

Основную часть формы списка занимает список документов (рис.4), в котором каждая строка может сопровождаться одной из следующих пиктограммам (рис.6):

Рис.6
Возможные пиктограммы для документов

Как видно из рис.6, документы могут быть проведенными, непроведенными  и помеченными на удаление.

  • Проведенный документ формирует движения по регистрам (записи по особым таблицам, в которых накапливается разнообразная информация). При проведении документа выполняются разнообразные проверки (правильность заполнения реквизитов документа и т.п.) и документ проводится только в случае успешного прохождения всех проверок. Если при проведении документа были обнаружены ошибки, то такой документ не проводится и в окне «Служебные сообщения» выводятся сообщения об ошибках. Проведенный документ можно сделать непроведенным (действие «Отмена проведения» на рис.5) или пометить на удаление (действие «Установить пометку удаления» на рис.5), в этом случае сформированные ранее движения по регистрам будут удалены. Проведенный документ также можно провести повторно (перепровести) – в этом случае (при условии успешного прохождения проверок при проведении) сформированные ранее движения по регистрам сначала будут удалены и затем будут сформированы заново.
  • Непроведенный документ следует рассматривать как черновик, который был сохранен в информационной базе, но (в отличие от проведенного документа) не сформировал движения по регистрам (и данные этого документа не попадут в отчеты, формируемые по регистрам). Непроведенный документ можно провести или пометить на удаление.
  • Помеченный на удаление документ – это непроведенный документ, к тому же еще помеченный на удаление. Помеченный на удаление документ нельзя провести, для проведения такого документа пометку на удаление необходимо предварительно снять.

Так как документы предназначены для регистрации свершившихся фактов или событий, то (для получения документального подтверждения этой регистрации факта) в документах, как правило, есть возможность формирования печатной формы. В общем случае печатных форм у документа может быть несколько, из них одну можно сделать основной.

Поскольку механизм формирования печатных форм немного по-разному реализован в различных конфигурациях, рассмотрим формирование печатных форм на примере реального документа «Финиш по чипу» в «О-Судество». В командной панели в нижней части окна документа «Финиш по чипу» (Рис.7) расположена кнопка «Печать», при нажатии на которую сначала появляется список доступных печатных форм (подробнее см.Рис.8), где можно выбрать печатную форму, назначить печатную форму по умолчанию и задать действие при нажатии на кнопку «Печать» в этом списке. А левее кнопки «Печать» (Рис.7) размещена кнопка для быстрого формирования печатной формы по умолчанию:

Рис.7
Кнопки для формирования печатных форм

в документе «Финиш по чипу»

Рассмотрим подробнее окно со списком выбора печатных форм (рис.8), которое открывается при нажатии на кнопку «Печать» в документе.


Рис.8
Окно со списком выбора печатных форм

Основную часть окна занимает список с доступными печатными формами, причем форма по умолчанию выделена полужирным шрифтом (на рисунке это самая верхняя в списке форма). Обратите внимание, что некоторые печатные формы в списке отмечены слева пиктограммой «Текстовый документ» – если выбрать такую печатную форму, то печатная форма будет сформирована в виде текстового документа и предназначена такая форма прежде всего для вывода на термопринтер (в символьном режиме через COM-порт, без использования windows-драйвера принтера). Если же печатная форма в списке не отмечена пиктограммой – то она сформируется в виде стандартного для 1С8 табличного документа.

Под списком печатных форм расположена надпись – индикатор типа выбранной в списке печатной формы. Печатные формы могут быть встроенные (заданы в конфигурации) и внешние (подключаемые через справочник «Внешние печатные формы»).

В нижней части окна в поле «Действие» можно выбрать действие, которое будет выполнено при нажатии на кнопку «Печать». Доступны следующие действия:

  • Отобразить печатную форму на экране (применимо ко всем печатным формам);
  • Напечатать сразу на принтере по умолчанию (применимо только для печатных форм в виде табличного документа);
  • Напечатать на чековом принтере с последовательным интерфейсом (применимо только для печатных форм в виде текстового документа, требуется настройка параметров чекового принтера).

Кнопка «По умолчанию» делает выбранную в списке печатную форму формой по умолчанию и также запоминает выбранное действие.

Кнопка «Печать» выполняет для выбранной в списке печатной формы действие, указанное в поле «Действие».

На рис.9 приведены примеры отображения на экране разных печатных форм одного документа «Финиш по чипу». Слева – печатная форма «Сплит (таблица с рамками)», справа – печатная форма «Сплит (текст 44 символа в строке)»:

Рис.9
Примеры печатных форм в виде табличного документа (слева)

и текстового документа (справа)

На этом я предлагаю остановиться, для «О-Судейство» этих базовых сведений об объектах 1С8 будет достаточно. Подробнее ознакомиться с платформой 1С8 можно на сайте 1С.

Перейти на след.страницу Концепция программы